Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Луговской детский сад №32 «Ивушка»

Устав

b71796093076771b59849502a533c328.jpg


3d0b6b43bc3c4073f88885d6bc4b27d2.jpgУТВЕРЖДЁН

Постановлением администрацииТугулымскогогородского округа

от 09.01.2018 г. № 17 

Устав

муниципальногобюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Луговской  детский сад № 32 «Ивушка»

(новая редакция)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д. Луговая

2018г.

I.Общие положения

1.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Луговскойдетский сад №32 «Ивушка»» (далее по тексту - Учреждение) являетсянекоммерческой  организацией,осуществляющей в качестве основной цели деятельности  образовательную деятельность  по образовательным программам дошкольногообразования, присмотр и уход за детьми.

2.Полное наименование Учреждения - Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное учреждение  «Луговской  детский сад №32 «Ивушка».

Сокращенное наименование Учреждения  - МБДОУ Луговской детский сад №32 «Ивушка».

3. ТипУчреждения - дошкольное образовательное учреждение.

4. Организационно-правовая форма -муниципальное учреждение.

5. Место нахождения  Учреждения:

 Юридический адрес: 623 660, Свердловская область,Тугулымский район, д.Луговая ул.Центральная д.36

 Фактический адрес: 623 660, Свердловская область,Тугулымский район, д.Луговая ул.Центральная д.36

6. Учредителем Учреждения является Тугулымский  городской округ (далее по тексту –Учредитель). Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Тугулымского городского округа.

Место нахождения Учредителя:

Юридический адрес: 623650, Свердловскаяобласть, р.п. Тугулым, площадь 50 лет Октября,1.

Фактический адрес: 623650, Свердловскаяобласть, р.п. Тугулым, площадь 50 лет Октября,1.

7. Координацию и контрольдеятельности  Учреждения  осуществляет Управление образованияадминистрации Тугулымского городского округа. Управление образованияадминистрации Тугулымского городского округа является главным распорядителембюджетных средств по отношению к Учреждению.

8.Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и отвечаетим по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлятьгражданские права и нести  гражданские  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

9. Собственником имуществаУчреждения  является Тугулымскийгородской округ.

Имущество закреплено за Учреждением направе оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РоссийскойФедерации.

10.Учреждение реализует образовательнуюпрограмму дошкольного образования, осуществляет присмотр и уход за детьми.

Учреждениевправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительнымобщеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью ихдеятельности.

11.Образовательные программы дошкольного образованияразрабатываются и утверждаются Учреждением в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом дошкольногообразования и с учетом соответствующих примерных образовательных программдошкольного образования.

12.Основными задачами Учреждения являются:

- создание условий для реализации гарантированного гражданам права на получение  общедоступного и бесплатного дошкольногообразования;

- обеспечение условий для воспитания, обучения и развития детейдошкольного возраста, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрастеот 2 месяцев (при наличии в учреждении условий) до прекращения образовательных отношений;

- сохранение  и укрепление здоровья детей дошкольноговозраста;

- формирование общей культуры;

- развитие физических, интеллектуальных, нравственных,эстетических и личностных качеств детей;

- формирование предпосылок учебной деятельности;

- оказание методической, психолого-педагогической,диагностической и консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развитиядетей; 

13.Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с КонституциейРоссийскойФедерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а такжедругими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области,содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, муниципальными правовыми актами, приказами Управленияобразования администрации Тугулымскогогородского округа,  договором об образовании, заключаемым между Учреждением иродителями (законными представителями),  настоящим Уставом.

 

II. Организациядеятельности Учреждения

 

1.Порядок комплектования Учреждения детьми определяется учредителем всоответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе.

2. В Учреждение принимаются дети в возрасте от 2месяцев до прекращения образовательных отношений, при наличии в детском саду условий, отвечающих требованиям  санитарно - гигиенических норм и правил.

3. В Учреждении функционирует  2 дошкольные группы общеразвивающейнаправленности. Количество детей вгруппах определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты  для детей раннего возраста (до 3-х лет) неменее 2,5 метровквадратных на 1 ребенка и для детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) -не менее 2,0 метровквадратных на одного ребенка.

4. Прием детей в Учреждениеосуществляется на основании медицинского заключения,заявления и  документов,удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

5. Правом внеочередного порядкапредоставления мест в  Учреждениепользуются:

- дети погибших (пропавших без вести)умерших, ставших инвалидами военнослужащих и сотрудников органов внутренних делРоссийской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации поделам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствийстихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ, участвующих в контртеррористических операциях иобеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территорииСеверо-Кавказского региона Российской Федерации;

-дети военнослужащих и сотрудников органоввнутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительнойсистемы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территорииРеспублики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставшихинвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей;

-дети погибших (пропавших без вести)умерших, ставших инвалидами военнослужащих и сотрудников федеральных органовисполнительной власти, участвовавших в выполнении задач по обеспечениюбезопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территорияхЮжной Осетии и Абхазии;

-дети военнослужащих, проходящих военнуюслужбу по контракту, погибших (пропавших без вести), умерших, ставшихинвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей на территорииСеверо-Кавказского региона Российской Федерации;

-дети прокуроров; 

- дети сотрудников органов по контролюза оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

-дети сотрудников Следственного  комитета при прокуратуре РФ;

-дети сотрудников органов внутренних дел;

-иные категории, в соответствии сзаконодательством РФ.

 6. Правом первоочередного порядка предоставления мест в  Учреждение пользуются:

-дети из многодетных семей;

-дети сотрудника полиции, детисотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иногоповреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей,детям сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в периодпрохождения службы в полиции, дети гражданина Российской Федерации, уволенногосо службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья,полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключившихвозможность дальнейшего прохождения службы в полиции, детям гражданинаРоссийской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службыв полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связис выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученногов период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшегопрохождения службы в полиции, дети, находящимся (находившимся) на иждивениисотрудника полиции, гражданина Российской Федерации, указанных выше;

 -дети-инвалиды и дети, один из родителей(законных представителей) которых является инвалидом;

- в соответствии с законодательством РФ;

7. Тестирование детей при приеме их вУчреждение, переводе в следующую возрастную группу не проводится.

8.При приёме ребенка в Учреждение последнее обязано ознакомитьродителей (законных представителей) с уставом Учреждения, с лицензией наосуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственнойаккредитации, с, образовательными программами и другими документами,регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности,права и обязанности воспитанников Учреждения.

9.Взаимоотношения между Учреждением иродителями (законными представителями) регулируются договором об образовании. Договороб образовании заключается в простой письменной форме.

Вдоговоре об образовании должны быть указаны основные характеристикиобразования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательнойпрограммы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или)направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительностьобучения).

10. Родителям (законным представителям)может быть отказано в приеме вУчреждение только при отсутствии свободных мест

 

11. Отчисление ребенка из  Учреждения осуществляется в следующих случаях:

 

в  связи с завершением обучения;

поинициативе родителей (законных представителей) воспитанника, втом числе в случае перевода воспитанника для продолжения освоенияобразовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательнуюдеятельность;

- по обстоятельствам, не зависящим отволи воспитанника или родителей (законных представителей) воспитанника иУчреждения, в том числе в случае ликвидации Учреждения;

12.Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительныйакт Учреждения об отчислении воспитанника из Учреждения.

13. Учреждение осуществляет своюдеятельность в следующем режиме: пятидневная рабочая неделя с понедельника попятницу;  длительность пребывания - 10,5 часов; ежедневный режим работы - с07.00 час. 30 мин.  до 18 час 00 мин.;

14. Допускается посещение детьми Учреждения по индивидуальному графику.

Порядок посещения ребенком Учреждения поиндивидуальному графику определяется в договоре об образовании, заключаемоммежду Учреждением и родителями (законными представителями).

15.Оказаниепервичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляется штатным медицинскимперсоналом  органа здравоохранения, который наряду садминистраций  Учреждения  несет ответственность за здоровье ифизическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий,соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качествапитания.  Учреждение предоставляетпомещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Медицинские услуги в пределахфункциональных обязанностей медицинского персонала  органа здравоохранения оказываются бесплатно.

Персонал Учреждения проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинскиеосмотры, в установленном порядке; аттестацию на знание санитарных норм и правилне реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих враздаче пищи детям – не реже 1 раза в год. Не аттестованный персонал Учрежденияпроходит повторное гигиеническое воспитание и обучение с последующейпереаттестацией.

16. Организация питания воспитанников  возлагается  на  Учреждение.

Приобретениепродуктов питания осуществляется в торгующих организациях, имеющих лицензию,сертификаты качества, разрешение служб санитарно- эпидемиологического надзораза их использованием в  Учреждении.

Учреждение обеспечивает гарантированноесбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временемпребывания в Учреждении по нормам, утвержденным санитарно-эпидемиологическимиправилами и нормативами.

В Учреждении устанавливается трёхразовоепитание.

Питание детей в Учрежденииосуществляется в соответствии с примернымдесятидневным (двухнедельным) меню.

Контроль качества питания,разнообразием, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарнойобработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состояниемпищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктоввозлагается на  заведующую Учреждением.

17. Кпедагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшееобразование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным вквалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

18.К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенныеправа заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим взаконную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиесяуголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование вотношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступленияпротив жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключениемнезаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающуюпсихиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенностии половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровьянаселения и общественной нравственности, основ конституционного строя ибезопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющиенеснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкиепреступления;

признанныенедееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющиезаболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

 

III. Содержаниеобразовательного процесса

1. Обучение и воспитание в Учреждении ведётся на русском языке.

2.Учреждение  свободно в определении содержанияобразования, выборе научно-методического обеспечения, образовательныхтехнологий по реализуемой образовательной программе дошкольного образования.  

3.Содержание  образовательного процесса в Учрежденииопределяется образовательной программой дошкольного образования.Образовательная программа дошкольного образования  разрабатывается и  утверждается Учреждением, в соответствии с федеральным государственным образовательнымстандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерныхобразовательных программ дошкольного образования.

4. Учреждениереализует образовательную программудошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

5. Нормативный срок освоения основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования - 4 года.

6. В соответствии с целями и задачами,определёнными уставом, Учреждение вправе реализовывать платные дополнительныеобразовательные программы, оказывать платные дополнительные образовательныеуслуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётомпотребностей семьи и на основе договора, заключаемого между Учреждением иродителями (законными представителями) воспитанников.

7.Учреждение в праве  оказывать платныедополнительные образовательные услуги,не предусмотренные соответствующимиобразовательными программами и государственными образовательными стандартами платныеобразовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основнойобразовательной деятельности, финансируемой учредителем.

8.К платным дополнительным образовательным услугам относится: обучение подополнительным образовательным программам различной направленности.

9.Доход от реализации платных дополнительных образовательных программ и оказанияплатных дополнительных образовательных услуг поступает в самостоятельное  распоряжениеУчреждения.

10.Порядок предоставления платныхобразовательных услуг:

-предоставлениеуслуг осуществляется на основании договора, заключенного между исполнителем ипотребителем.

-Договорзаключается в письменной форме и должен содержать сведения, предусмотренныедействующим законодательством.

-Договорсоставляется в двух экземплярах один из которых находится у исполнителя, другой– у потребителя.

-Потребительобязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки,указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации выдается документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

-Стоимостьоказываемых образовательных услуг в договоре определяются по соглашению междуисполнителем и потребителем.

-Наоказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может бытьсоставлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя илиисполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

11. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности длядетей раннего возраста от  2 до 3лет  -не более  10 мин. (допускается осуществлятьобразовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке вовремя прогулки); для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Максимальнодопустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня  для детей 3-х-5-ти лет не превышает 30 и 40 минут, а  для детей 5-7 лет  - 45 минут. В середине времени, отведенногона непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возрастаможет осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Еепродолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине  образовательной деятельности статическогохарактера проводятся физкультурные минутки.

12.Образовательнаядеятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственногонапряжения детей, проводится в первуюполовину дня. 

13.Насамостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательнойдеятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов.

14. Режимдня соответствует возрастнымособенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальнаяпродолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 - 6часов. Общая продолжительность дневного сна детей составляет  2,0 -2,5часа.

15.Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. 

Прогулкиорганизуются  2 раза в день: в первуюполовину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детейдомой. В летний период  образовательная деятельностьс воспитанниками не проводится. В этот период увеличивается продолжительностьпрогулок и проводятся оздоровительные мероприятия. Ежедневная продолжительностьпрогулки в летнее время составляет не менее 4-4,5 часов в день.

16. Двигательныйрежим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом здоровья, возрастадетей и времени года. Используются следующие формы двигательной активности:утренняя гимнастика, занятия физической культурой в помещении и на воздухе (неменее 3-х занятий в неделю), физкультурные минутки, подвижные игры, спортивныеупражнения, ритмическая гимнастика

В объемедвигательной активности воспитанников 5-7 лет предусматривается в организованных формах оздоровительно-воспитательнойдеятельности 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностейдетей, времени года и режима работыУчреждения.

17. В серединеучебного года ( в январе) для детей дошкольного возраста проводятся недельныеканикулы, во время которыхорганизуется образовательнаядеятельность  толькохудожественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности.

18.Содержание психолого-педагогической работы с воспитанниками обеспечиваетразвитие личности, мотивации и способности детей в различных видахдеятельности  и охватывает следующиеобразовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательноеразвитие, речевое развитие, художественно- эстетическое  развитиеи  физическое развитие.

  Задачи психолого-педагогической работыпо формированию  всестороннеголичностного морально-нравственного и познавательного развития, развитияинициативы и творческих способностейрешаются  на основесоответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительнойдеятельности, конструирования, восприятия сказки и другие), сотрудничества совзрослыми и сверстниками в  зоне егоближайшего развития.

 

IV. Права и обязанностиучастников образовательного процесса

1.Участниками образовательногопроцесса в  Учреждении являются  дети (воспитанники), их родители (законныепредставители), педагогические работники.

2. Отношения  ребёнка и персонала Учреждения строятся наоснове сотрудничества, уважения личности ребенка  и предоставления ему свободы развития в соответствиис индивидуальными особенностями.

3. Права и обязанностиучастников образовательного процесса:

3.1. Права воспитанников:

-уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического ипсихического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

-свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов иубеждений;

-перевод в другое образовательное Учреждение, реализующую образовательнуюпрограмму соответствующего уровня;

-развитие творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах,олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивныхмероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и другихмассовых мероприятиях;

-удовлетворение потребностей в эмоционально личностном общении; удовлетворениефизиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии свозрастом и индивидуальными особенностями развития;

-получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии; образование всоответствии с государственным образовательным стандартом; получениедополнительных образовательных услуг; предоставление оборудования, игр,игрушек, учебных пособий.

3.2. Родители (законные представители) имеют преимущественное правона обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

3.2.1. Родители (законные представители) имеют право:

-знакомиться с уставом Учреждения, лицензией наосуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственнойаккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами,регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

- знакомиться с содержанием образования,используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;

- защищать права и законные интересы воспитанников;

- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;

- защищать права и законные интересы воспитанников;

- получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований воспитанников;

- принимать участие в управлении Учреждением в форме, определяемой настоящим Уставом;

- присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;

- на получение компенсации родительской платы;

3.2.2. Родители (законные представители) обязаны:

- заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;

- соблюдать правила внутреннего распорядка Учреждения, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий воспитанников, порядок регламентации образовательных отношений между Учреждением и воспитанниками и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

- уважать честь и достоинство воспитанников и работников Учреждения;

- вносить родительскую плату за содержание ребенка в  Учреждении;

- направлять в органы управления Учреждением обращения о применении к работникам Учреждения, нарушающим и (или) ущемляющим права воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников, дисциплинарных взысканий.

- обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

- использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3.3. Педагогические работники Учреждения пользуются следующими академическими правами и свободами:

- свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

-свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

-право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы дошкольного образования;

-право на выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

-право на участие в разработке образовательной программы  Учреждения, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков,  методических материалов и иных компонентов образовательной программы;

- право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

-право на бесплатное пользование информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами  Учреждения, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, деятельности;

- право на участие в управлении Учреждением, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом учреждения;

- право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности Учреждения, в том числе через органы управления и общественные организации;

-право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

-право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

-право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

 Академические права и свободы  осуществляются  в  Учреждении с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах  Учреждения.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

- право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностькоторого определяется Правительством Российской Федерации;

- право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

- право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

- право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

- иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

3.3.1.Педагогические работники обязаны:

-осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

- обеспечивать в полном объеме реализацию  образовательной программы дошкольного образования в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

-уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

-развивать у  воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

- формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у  воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни;

- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

-учитывать особенности психофизического развития  воспитанников и состояние их здоровья;

- соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

-систематически повышать свой профессиональный уровень;

-проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

-проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

-проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядкеобучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

-соблюдать положения Устава Учреждения, положения правил внутреннего трудового распорядка.

Педагогические работники  Учреждения несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей  учитывается при прохождении ими аттестации.

3.4. Права и обязанности иных работников Учреждения, осуществляющих вспомогательные функции:

Работник имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

V. Управление Учреждением

 

1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель Учреждения (заведующий), который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. Заведующий назначается на должность и увольняется с должности на основании приказа Управления образования администрации Тугулымского городского округа.

4.  Руководитель  Учреждения:

- должен иметь высшее  образование  и соответствовать квалификационным требованиям, а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет;

-должен пройти обязательную аттестацию;

-без доверенности осуществляет действия  от имени  Учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях независимо от форм собственности,  заключает гражданско-правовые и трудовые договоры, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения денежными средствами, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников  Учреждения,  утверждает должностные инструкции;

-распоряжается имуществом Учреждения  в пределах, установленных законодательством;

-осуществляет прием на работу и расстановку кадров;

-поощряет работников Учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

-несет ответственность за  руководство образовательной, воспитательной работой и хозяйственной деятельностью  Учреждения ;

-осуществляет взаимосвязь с семьями воспитанников, общественными организациями, другими образовательными учреждениями по вопросам дошкольного образования;

-несет ответственность за охрану здоровья  детей и  создает условия для безопасного труда сотрудников;

-осуществляет мероприятия по охране труда и технике безопасности;

-представляет Учредителю и общественности отчеты о деятельности Учреждения;

-разрабатывает и согласовывает программу развития  Учреждения;

- открывает лицевой счёт (счёт) в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

5. В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников Учреждения (далее по тексту – Общее собрание), педагогический совет, родительский комитет.

6. Общее собрание.

Общее собрание работников Учреждения выносит предложения Учредителю по улучшению финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, участвует в разработке и принятии коллективного договора. В состав Общего собрания входят  как работники Учреждения, занимающиеся педагогической деятельностью, так и иные работники Учреждения, осуществляющие вспомогательные функции. Порядок формирования Общего Собрания не реже двух раз в год. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников Учреждения.Решение Общего собрания считается принятым, если за него проголосовало  большинство  присутствующих,  и является обязательным.

В структуру Общего собрания входят председатель и секретарь сроком на один календарный год, которые выбирают свои обязанности на общественных началах.

7.Педагогический совет.

К компетенции педагогического совета относится:

-  определяет направления образовательной деятельности  Учреждения;

- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в Учреждении;

-обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности  Учреждения;

-рассматривает вопросы повышения квалификации, переподготовки кадров и их аттестации;

- выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогического опыта;

-рассматривает вопросы организации дополнительных услуг воспитанникам;

-заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ.

В состав педагогического совета входят:  заведующий Учреждением и педагоги.

Заседания педагогического совета правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение  педагогического совета считается принятым, если за него проголосовало  2/3 от числа присутствующих.

Решение, принятое в пределах компетенции педагогического совета  и не противоречащее законодательству, является обязательным.

Педагогический совет  избирает председателя сроком на  1 год.

Председатель  педагогического  совета:

-организует деятельность педагогического совета;

-информирует членов педагогического совета  о предстоящем заседании за 10 дней;

-регистрирует поступающие заявления, обращения, иные материалы;

-определяет повестку заседания  педагогического совета;

-контролирует выполнение решений  педагогического совета;

-отчитывается о деятельности  педагогического совета перед учредителем.

8. Родительский комитет - коллегиальный орган управления Учреждением, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.

В состав родительского комитета входят не менее 2-х представителей родительской общественности от каждой группы детей  Учреждения. Члены Родительского комитета работают на общественных началах. Возглавляет родительский комитет председатель, избираемый из числа его членов путем открытого голосования простым большинством голосов.

Компетенция родительского комитета:

- защита прав и законных интересов детей и родителей (законных представителей);

- участие в организации и проведении мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Заседания родительского комитета проводятся ежеквартально. Обязанности по организации и проведению заседаний родительского комитета возлагаются на его председателя.

Решения родительского комитета принимаются простым большинством голосов путем открытого голосования. Решения родительского комитета могут рассматриваться при необходимости на заседании Общего собрания работников Учреждения, педагогического совета.  Результаты выполнения решений докладываются Родительскому комитету на следующем заседании.

9. Компетенция Учредителя Учреждения:

-  организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основной общеобразовательной  программе дошкольного образования;

- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, для содержания детей в Учреждении

-создание, реорганизация, ликвидация Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-обеспечение содержания зданий и сооружений Учреждения, обустройство прилегающих к ним территорий;

- учет детей, подлежащих обучению  по образовательной программе дошкольного образования, закрепление  Учреждения за конкретной территорией городского округа;

- закрепление за Учреждением  муниципального имущества  на праве оперативного управления;

- утверждение  Устава Учреждения, изменений и дополнений в Устав Учреждения;

- совершение действий, связанных с изъятием имущества  из оперативного управления Учреждения в случаях, установленных федеральным законодательством;

- рассмотрение и согласование (одобрение) предложений руководителя Учреждения о совершении сделок с имуществом Учреждения;

- обеспечение  приема в муниципальную собственность имущества  Учреждения, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации Учреждения, а также передаваемого ликвидационной комиссией  Учреждения имущества, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам  Учреждения;

-утверждение передаточных актов, разделительных балансов при реорганизации Учреждения, ликвидационные балансы (промежуточный и окончательный) при его ликвидации;

-получение ежегодного отчета Учреждения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

-осуществление контроля за деятельностью  Учреждения в порядке, установленном  правовыми актами Тугулымского городского округа;

- принятие решений по иным вопросам, предусмотренным законодательством и относящимся к полномочиям Учредителя.

-осуществление иных полномочий, установленным федеральным законодательством.

VI.Компетенция, права, обязанности и ответственность Учреждения

 

1.Учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

2. Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым им образовательным программам.

3. К компетенции Учреждения  относится:

- разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

-материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

- установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

- разработка и утверждение образовательных программ Учреждения;

- разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития Учреждения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

-  прием воспитанников в Учреждение;

- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

- проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания воспитанников и работников Учреждения;

- создание условий для занятия воспитанниками физической культурой и спортом;

- организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

- обеспечение создания и ведения официального сайта Учреждения в сети "Интернет";

- иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки воспитанников установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников;

- создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников Учреждения;

- соблюдать права и свободы детей, родителей (законных представителей) детей, работников Учреждения.

5. Учреждение несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции Учреждения, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, а также за жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей, родителей (законных представителей) детей, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности Учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

VII. Финансовая и хозяйственная деятельность учреждения

1. Финансовое обеспечение деятельности  Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Тугулымского городского округа.

2. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения направлена на реализацию уставных целей.

3. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности Учреждения открывается лицевой  счет в порядке, установленном финансовым управлением администрации Тугулымского городского округа.

4. За Учреждением  в целях обеспечения образовательной деятельности  в установленном порядке могут быть закреплены на праве оперативного управления объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, оборудование, иное необходимое имущество.

5. Имущество Учреждения находится  в муниципальной собственности Тугулымского городского округа и закрепляется за  Учреждением на праве оперативного управления. Право оперативного управления на муниципальное имущество у Учреждения возникает с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, иным  правовым актом или распоряжением Учредителя. С этого момента на Учреждение переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним. Перечень муниципального имущества, передаваемого Учреждению на праве оперативного управления,  определяется  Учредителем.

6. Земельный участок, необходимый для выполнения уставных задач  Учреждения, закрепляется за Учреждением в на праве постоянного (бессрочного) пользования.

7.Учредитель вправе изъять как полностью, так и частично излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество  Учреждения. Имуществом, изъятым у Учреждения, собственник вправе распоряжаться по своему усмотрению.

8. Учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных настоящим Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных  юридических лиц. Привлечение дополнительных средств, указанных выше, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств Учредителя.

9.Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, предусмотренную Уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых  Учреждение создано:

- оказание посреднических услуг;

-проведение педагогической диагностики, тестирования, консультаций логопедов;

-консультирование по вопросам, относящимся к сфере деятельности  Учреждения.

-сдача в аренду недвижимого имущества, принадлежащего образовательному учреждению на праве оперативного управления, производится в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и с согласия учредителя, при условии, что не наносит ущерба воспитательно-образовательной деятельности, не ухудшает условия пребывания детей в  Учреждении и не ущемляет права работников Учреждения.

10. Прибыль от приносящей доход деятельности поступает в бюджет Тугулымского городского округа.

11.Учреждение вправе приостановить приносящую доход деятельность  Учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом.

12. Учреждение ежегодно представляет Учредителю отчет о поступлении и расходовании средств.

13. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:

- имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления;

-средства местного бюджета на финансовое обеспечение деятельности Учреждения;

-добровольные  имущественные взносы и пожертвования;

-иные источники, не запрещенные  законодательством Российской Федерации.

14. Учреждению запрещается заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных из муниципального  бюджета,за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.

15. Учреждение не вправе отчуждать либо иным образом распоряжаться имуществом без согласия  Учредителя.

16. При пользовании правом оперативного управления имуществом Учреждение обязано:

- эффективно использовать закрепленное на праве оперативного управления имущество;

- обеспечивать сохранность и использование имущества по целевому назначению;

- не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации;

-осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества;

- начислять амортизационные отчисления на изношенную часть имущества и производить списание имущества в установленном законом порядке.

17.Контроль за использованием и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления осуществляет Учредитель.

18.Заключение и оплата  Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено бюджетным кодексом Российской федерации и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение Учреждением требований настоящего пункта при заключении муниципальных контрактов, иных договоров является основанием для признания  их судом недействительными по иску органа местного самоуправления осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится  Учреждение.

19.Размер, порядок и условия оплаты труда работников Учреждения устанавливаются в порядке, предусмотренном Положением об оплате труда работников Учреждения.

20.Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника, повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера являются обязательными для включения в трудовой договор.

21. Изменение оплаты труда производится  при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения соответствующей аттестационной комиссии; при присвоении почетного звания - со дня присвоения (при предъявлении документа, подтверждающего присвоение почетного звания).

 

VIII. Локальные нормативные акты

 

1. Учреждение принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Уставом.

2. Решение о разработке и принятии локальных нормативных актов принимает директор Учреждения. Проект локального нормативного акта до его утверждения директором в предусмотренных трудовым законодательством и настоящим Уставом случаях может быть направлен в коллегиальные органы управления Учреждением в соответствии с их компетенцией для учета их мнения.

3. Локальные нормативные акты утверждаются приказом директора Учреждения и вступают в силу с даты, указанной в приказе.

4. После утверждения локальный нормативный акт подлежит размещению на официальном сайте Учреждения.

5. В Учреждении должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с настоящим Уставом и другими локальными нормативными актами

IX. Внесение изменений и дополнений в  Устав Учреждения

 

1.Изменения и (или) дополнения в Устав разрабатываются Учреждением  самостоятельно, принимаются с учётом мнения Общего собранием трудового коллектива Учреждения и предоставляются на утверждение Учредителю.

2. Изменения и (или) дополнения в Устав могут быть внесены по инициативе Учредителя с учётом мнения Общего собранием трудового коллектива Учреждения.

Х. Реорганизация  и  ликвидация Учреждения

 

1. Учреждение реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

2. Принятие решения о реорганизации или ликвидации Учреждения допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

3.Проведение оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации Учреждения, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются  муниципальными правовыми актами, разработанными  с учётом правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.

4. Принятие решения о реорганизации или ликвидации Учреждения не допускается без учета мнения жителей.

5. Изменение типа Учреждения не является  его реорганизацией. При  изменении типа  Учреждения  в его Устав вносятся  соответствующие изменения.

6. Изменение типа  Учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом  администрацией  Тугулымского городского округа.

7. Учреждение при изменении типа  вправе осуществлять предусмотренные его уставом  виды  деятельности  на основании лицензий, свидетельства о государственной  аккредитации  и иных разрешительных документов  выданных Учреждению до изменения его типа, до окончания  срока действия  таких документов. При этом  не требуется переоформление  документов, подтверждающих наличие лицензии, в соответствии с  законодательством  о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.

8. Принятие  решения о ликвидации и проведение ликвидации Учреждения осуществляются в порядке, установленном  администрацией  Тугулымского городского округа.

8fce4c52b535716346ed2609b4a4bda2.jpg

stop.gif

22 января 2020 в 09:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.