Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Луговской детский сад №32 «Ивушка»

рабочая программа

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛУГОВСКОЙ ДЕТСКИЙ САД № 32 «ИВУШКА»

 

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНО

На заседании совета педагогов

Заведующим МБДОУ «Луговского»

протокол №

детского сада №32 «Ивушка»

от

_________________ И.М. Никитина

Приказ № от

Рабочая программа освоения детьми (2-7 лет) жизни основной общеобразовательной программы дошкольного образования

(Разновозрастная группа)

 

Воспитатели:

Григорьева Е.Е.

Токарева В.Г.

 


2018 год


Содержание

1.  Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы

2.  Содержательный раздел

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.2 Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

2.3 Содержание образовательной области  «Познавательное развитие»

2.4. Содержание образовательной области  «Речевое развитие»

2.5. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

2.6. Содержание образовательной области  «Физическое развитие»

2.7 Способы и направления поддержки детской инициативы

2.8 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.9 Содержание коррекционно-развивающей работы

3.  Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3 Распорядок  и  режим дня

3.4 Особенности организации предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении

Часть формируемая участниками образовательных отношений.

 

Парциальные программы: «Мы живем на Урале» О.В.Толстикова

«Цветные ладошки»  И.А.Лыкова


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитателя разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования структурного подразделения МБДОУ – Луговской детский сад №32 «Ивушка», на основе примерной программы

« От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2010 г.). В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 2 до 7 лет.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конвенция ООН о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г

• Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г.(поправки внесены Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-);

• Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (принят Государственной);

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

• Уставом ДОУ, утвержденного Постановлением Администрации Тугулымского городского округа от 21.11.2011 г. № 344 зарегистрирован 01.12.2011 г.

• Лицензией на образовательную деятельность № 16820 серия 66 Л 01 300000 от 14.11.2012 г., бессрочно.  МБДОУ – Луговской детский сад №32 «Ивушка».

• Положение о рабочей  программе (приказ № 66 от 29.08.2014 г)

• Положение о Порядке организации и осуществления образовательной

деятельности по основной общеобразовательной программе  - образовательной программе

дошкольного образования в структурном подразделении МБДОУ – Луговской детский сад №32 «Ивушка».

Рабочая программа воспитателя определяет содержание и организацию

образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в разновозрастной группе с 2 до 7 лет. Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть (не менее 60% общего объема) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40% общего объема).

1.2 Цели и задачи реализации обязательной части Программы

Целью реализации Программы является:

Создание развивающей социокультурной среды, образовательной среды, открывающих возможности для ребенка дошкольного возраста позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи обязательной части Программы (с учетом ФГОС ДО):

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого


потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

4) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

5) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Образовательные задачи реализуются в следующих видах деятельности:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

-  коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

-  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

-  изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка. - проектная (создание собственного замысла, проекта)

- творческая ( создание нового оригинального)

Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

• уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

• использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

• построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

• поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;


• защита детей от всех форм физического и психического насилия;

• поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Цели и задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (на основе образовательной программы О.В.Толстиковой  «Мы живем на Урале», парциальной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки»):

1. Воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности. Формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования.

2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родному краю, культурному наследию своего народа.

3. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

4. Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.

5. Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.

Реализация целей образовательной программы осуществляется через:

- введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни деревни Луговой Тугулымского района  и Свердловской области;

- создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, выступление на концертах в Доме Культуры для населения деревни, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование);

-  создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе национальной культуры татарского народа и других народов, населяющих Тугулымский район, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество;

разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми:

· детско-взрослые проекты (дети – родители - педагоги) как формы работы с детьми по освоению содержания образования в соответствии с психолого-педагогическими задачами тем комплексно-тематического планирования образовательного процесса;

· мини-музеи, выставки, экскурсии, детское портфолио, кейсы, акции (природоохранные, социальные) и т.д.;

· кружки, студии, секции краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей, потребностей заказчиков образовательных услуг (родители);


1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы

 

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учет этнокультурной ситуации развития детей;

В организации образовательного процесса учтены возрастные особенности детей, характеристика которых дана для групп общеразвивающей направленности авторами примерной основной общеобразовательной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

Характеристика контингента детей

Возрастная категория

Количество девочек

Количество

Всего детей

мальчиков

Дети 4 года жизни

 

 

 

Дети 5 года жизни

 

 

 

Дети 6 года жизни

 

 

 

Дети 7 года жизни

 

 

 

ВСЕГО детей:

 

 

 


Данные о количестве детей в семье

 

Количество детей в семье

Кол-во семей

%

1 ребенок

 

 

2 ребенка

 

 

3 ребенка и более

 

 

Данные о социальном статусе семьи

 

Возрастная

Количество

Количество

Количество

Количество

категория

дошкольников,

дошкольников,

опекаемых

дошкольников

воспитывающихся

воспитывающихся

детей

из

в полных семьях

в не полных семьях

малообеспечен

ных семей

Дети 4 года жизни

 

 

 

 

Дети 5 года жизни

 

 

 

 

Дети 6 года жизни

 

 

 

 

Дети 7 года

 

 

 

 

жизни

1.4  Планируемый результат как целевые ориентиры освоения Основной образовательной Программы

 

Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

 

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;


• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель

 

 

Целевые ориентиры освоения части, формируемой участниками  образовательного процесса:

- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края;

 

- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии в социально значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям родного села; отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.);охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю» и пр.; выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.

- ребенок проявляет  интерес к народной культуре  русского  народа  и других народов

и  национальностей, проживающих в нашем районе и в Свердловской области (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам);


 

2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка представлена в 5 образовательных областях.

1.  Социально-коммуникативное развитие.

2.  Познавательное развитие.

3.  Речевое развитие.

4.  Художественно - эстетическое развитие.

5.  Физическое развитие.

Программа реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

В работе с детьми используются педагогические технологии:

 

Игровая технология -игра-одно из ценных новообразований дошкольного возраста.Играя,ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей ее полноте- со стороны смыслов и

норм, учась понимать правила и творчески преобразовывая их. Игра создает благоприятный эмоциональный фон, способствует повышению мотивации для воспитательной и образовательной деятельности детей.

Технология развивающего обучения ребенок не просто воспроизводит полученнуюинформацию, а сам исследует окружающий мир, ежедневно совершает открытия. У него развиваются психические качества – восприятие, мышление, воображение, память. Насыщенная предметно-пространственная среда способствует проявлению детской познавательной активности.

Проектно-исследовательская технология- стимулирует детей к исследованию и

творчеству, воспитывает потребность изучать окружающий мир через исследовательскую

деятельность.

Проектно-исследовательская технология способствует опыту создания собственного

замысла и  воплощению  своих проектов.

Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию у дошкольников

представления о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывают  у детей

культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Дошкольники учатся понимать  смысл здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни

других людей.

Образовательно – воспитательная деятельность строиться на основе

Перспективного комплексно - тематическое планирования.

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты

итоговых

мероприятий

День

Развивать

у детей

познавательную

мотивацию,

18

Праздник

знаний

интерес к школе, книгам. Формировать

дружеские,

августа-

1

«День знаний».

доброжелательные отношения между детьми. Продолжать

сентября

знакомить с детским садом как ближайшим социальным

окружением

ребенка

(обратить

внимание

на

произошедшие

изменения;

покрашен

забор,

появились


новые столы), расширять представления о профессии их

сотрудников детского сада (воспитатель, помощник

воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник).

Золотая

Расширять знания детей об осени. Продолжать

1-30

Праздник

осень

знакомитьс сельскохозяйственнымипрофессиями.

сентября

«Капустные

Закреплять  знания  о  правилах  безопасного  поведения  в

именины».

природе.  Формировать  обобщенные  представления  об

Выставка

осени как времени года, приспособленности растений и

поделок

из

животных  к  изменениям  в  природе,  явлениях  природы.

овощей

«Чудо-

Датьпервичныепредставленияобэкосистемах,

овощи.»

природных  зонах.  Расширять  представления  о  неживой

(творчество

природе.

детей

и

родителей)

Я  и  моя

Расширять  представления  о  здоровье  и  здоровом

1-

Открытый

семья-

образе  жизни.  Воспитывать  стремление  вести  здоровый

15октября

день

здоровья.

здоровая

образ  жизни.  Формировать  положительную  самооценку.

Спортивный

среда.

Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и

праздник

«Я

и

отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей

моя

семья-

о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители,

спорту

мы

как важен для общества их труд.

друзья»

День

Расширять  представления  детей  о  родной  стране,  о

16

Выставка

народног

государственных праздниках; вызвать интерес к истории

октября —

семейного

о

своей  страны;  воспитывать  чувство  гордости  за  свою

14 ноября

творчества

единства.

страну, любви к ней. Знакомить с историей России, гербом

«Герб

моей

День

и  флагом,  мелодией  гимна.  Рассказывать  о  людях,

семьи».

Матери.

прославивших Россию; о том, что Российская Федерация

Выступление

с

(Россия) — огромная многонациональная страна; Москва

концертными

— главный город, столица нашей Родины.

номерами

в

ДК

Новый

Привлекать  к  активному  разнообразному  участию  в

15

Праздники:

год

подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать

ноября  —

«Новый год»;

чувство удовлетворения от участия в коллективной

31 декабря

Изготовление

предпраздничной деятельности.

праздничных

Закладывать основы праздничной культуры.

открыток

для

Вызвать эмоционально положительное

отношение к

родителей

и

предстоящему празднику, желание активно участвовать в

близких.

его подготовке.

Вызвать

стремление

поздравить

близких

с

праздником,  преподнести  подарки,  сделанные  своими

руками. Познакомить с традициями празднования Нового

года в различных странах.

Зима-

Продолжать знакомить детей с зимой как: временем

1-31

Праздник

зимушка

года, с зимними видами спорта. Формировать первичный

января

«Зимние

зима.

исследовательский и познавательный интерес через

забавы».

экспериментирование  с  водой  и  льдом.  Расширять  и

Выставка

обогащать знания детей об особенностях зимней природы

семейного

(холода,заморозки,снегопады,сильныеветры,

творчества

особенностях  деятельности  людей  в  городе,  на  селе)  О

Снеговики»

(из

безопасном поведении зимой.

бросового

материала).

Оформление

зимнего городка.

День

Продолжать расширять представления детей о

1-23

Праздник

защитник

Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной

февраля

«Веселые

а

обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и

старты»

Отечеств

безопасность;

о том, как в годы войн храбро сражались и

Оформление


а

защищали нашу страну от врагов  прадеды, деды, отцы.

семейных

газет

Воспитывать  в  духе  патриотизма,  любви  к  Родине.

«Вот  мой  папа-

Знакомить  с  разными  родами  войск  (пехота,  морские,

защитник

воздушные,танковыевойска),боевойтехникой.

страны»

Расширять гендерные представления, формировать в

мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать за

щитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к

мальчикам как будущим защитникам Родины.

Междуна

Организовывать все виды детской деятельности

24

Праздник

«8

родный

игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно

февраля —

Марта».

женский

исследовательской,

продуктивной,

музыкально

8 марта

Выставка

день

художественной,  чтения  вокруг  темы  семьи,  любви  к

семейных

и

маме,  бабушке.  Воспитывать  уважение  к  воспитателям.

газет

«Наши

Расширять гендерные представления, воспитывать в

мамы-самые,

мальчиках  представление  о  том,  что  мужчины  должны

самые…»

и

внимательно  и  уважительно  относиться  к&nbs

11 января 2019 в 14:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.